Главная » Статьи » Мои статьи |
Использование разнообразных форм внеклассной работы как средство повышения качества образования
Трудно переоценить значение общеобразовательных учреждений в жизни современного общества. Огромную роль в раскрытии творческого потенциала личности ребенка играют методы и средства обучения. Это та "волшебная палочка", одного прикосновения которой порой бывает достаточно, чтобы пробудить дремлющие в коконе детства интересы, способности и таланты, чтобы на небосклоне науки и прогресса загорелась в будущем новая звезда. Педагогические разработки базируются на принципе "больше впечатлений, хороших и разных". Приоритетным является формирование мотивации учения, компетентностей, развитие познавательных интересов и готовности к обучению. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей способности человека - потребности в самообразовании. Социализация, развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету. Как же заинтересовать? Как привлечь внимание учащихся? В этом может помочь внеклассная работа по предметам гуманитарного цикла. Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. В стандарте нового образца значительное место в учебном процессе стало отводиться внеклассной работе, так как она позволяет: персонифицировать обучение; повышать активность обучаемых; помогать самореализации творческого "я" школьников; повышать мотивацию учащихся; создавать условия для самостоятельной работы; создавать комфортную среду обучения; Внеклассная работа способствует развитию познавательных интересов не только по предметам, но и в других сферах внеклассной деятельности. Она обладает значительными возможностями для развития социальных компетентностей, индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности и фантазии, служит средством предупреждения и преодоления асоциальной деятельности. Занятия с учащимися во внеурочной деятельности используются для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению, для сообщения учащихся полезных сведений из истории предметов. Внеклассная работа с учащимися приносит большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по предмету. А это благотворно сказывается на качестве его урока и знаниях учащихся. Девиз всей внеклассной деятельности учителей гуманитарного цикла МОУ СОШ N 70: "Ни одного равнодушного рядом!" Цель: ученик, овладевший программным материалом на более качественном уровне, сумеет применить свои знания в нестандартной ситуации. Задачи внеклассной работы: Дополняя функциональность основного образования, расширять и углублять знания учащихся в интересных для них формах. Способствовать овладению ими различными видами познавательной деятельности и усилению их мотивации к учебе. Создавать условия и обеспечивать дополнительные возможности для раскрытия и развития способностей ребенка в различных видах деятельности. Развивать коммуникативную компетентность учащихся. Оказывать помощь учащимся в овладении информационной культурой, в том числе и для создания мультимедийных проектов. Привносить дополнительные, положительные эмоции в процесс обучения через различные виды внеклассной деятельности. Ожидаемые результаты: Повышение качества обучения. Рост личностных достижений. Создание атмосферы успеха. Участие в турах олимпиад по русскому языку, литературе, обществознанию, праву, МХК. Участие в международной интеллектуальной игре "Медвежонок". Участие в проектно-исследовательских и творческих работах. Активное участие в проведении предметных недель. Активное использование краеведческого материала в целях повышения интереса школьников к родному краю. Углубление знаний прикладного характера для создания компьютерных презентаций и использования их при выступлении на конференциях, семинарах, защите проектов, во время проведения различных выставок, реклам. Принципы внеклассной работы по предметам: Принцип развивающего обучения. Принцип научности. Принцип наглядности. Принцип личной заинтересованности учащегося. Принцип добровольного участия. Принцип сотрудничества. Американский педагог Филипп С.Шлехти подчеркивает, что сейчас нужны люди, "умеющие учиться самостоятельно". "Не бойся, что не знаешь - бойся, что не узнаЕшь!", - гласит народная мудрость. Поэтому необходимо уяснить - как ученику так и учителю, что важно не просто учиться, но уметь учиться и желать этого. Педагоги нашей школы стремятся именно к этому. В нашей школе учителями гуманитарного цикла ведется большая внеклассная работа. И знания, полученные учащимися во внеурочное время, применимы ими не только на уроках, но и в жизни. Ученические средства массовой информации - это не дань моде или способ заработать моральный или денежный капитал. Издание детских СМИ - острая потребность любого образовательного учреждения в распространении локального информационного пространства. С сентября 2010 года юнкоры МОУ СОШ N 70 города Ульяновска с помощью родителей и учителей создали красочную газету "Бригантина", которая является общешкольной, выходит раз в месяц и размещается на школьном стенде. Финансирование газеты осуществляется на целевые спонсорские деньги. Тираж издания варьируется от 30 до 50 экземпляров. Распространением газет занимаются члены редакции, которые учатся проводить рекламные акции и кампании с целью привлечения читателей. Создавая газету, ребята преследовали цели: освещение своей деятельности расширение кругозора сверстников реализация творческих интересов и способностей учащихся и педагогов. Формирование разносторонней развитой личности через журналистскую деятельность оперативное информирование коллектива школы (педагогического, ученического и родительского) о жизни школы и важнейших событиях, происходящих как на ее территории, так и за ее пределами: в микрорайоне, городе, в других образовательных учреждениях развитие общественной и социальной активности учащихся. Организация выпуска ученического издания предполагает решение самых разнообразных задач: выявление, развитие и реализация творческого, индивидуального потенциала в среде школьников формирование гражданской, патриотической позиции привитие учащимся любви к родной школе формирование чувства ответственности за все, что происходит в школе, сопричастности и к победам, и к поражениям оказание учащимся помощи в профессиональном самоопределении повышение читательского интереса и содействие в воспитании информационной культуры у учащихся разрешение и предупреждение возможных конфликтных ситуаций и др. Главное достоинство: оформление, качество материалов, популярность, воспитательная направленность. В основе реализации проекта школьного СМИ ("Бригантины" - независимой газеты мальчишек и девчонок МОУ СОШ N 70 г. Ульяновска) лежит теория "Педагогика сотрудничества". Ведущими ее принципами являются следующие: - Все дети талантливы. - Плох не ребенок, плох его поступок. - В каждом ребенке ЧУДО, ожидай его.
Принципы жизнедеятельности коллектива: Познай себя - это интересно! Сотвори себя - это необходимо! Утверди себя - это возможно! Прояви себя - это реально!
Законы бригантинцев: 1. Закон Дружбы: "Дружба для нас прежде всего: один за всех и все за одного".
Закон Единства: "Планируем вместе, готовим вместе, проводим вместе".
Закон Учебы: "Романтику нашей жизни не изменить ничем, если учеба, то творчески, а иначе - зачем"?!
4. Закон Спорта: "Чем крепче ветер, тем тверже шаг. Занимайся спортом, не одолеет враг"!
5. Закон Патриотизма: "Пусть и шторм, и пламя, Пусть дороги круты. Гордо реет над нами Знамя нашей страны"!
6. Закон Милосердия: "Загляните в себя, ради Бога, Не теряйте доброты своей! Добрых дел нам сделать надо много, Распахните сердца для людей"!
Закон Нравственности: "Совесть, Благородство и Достоинство- вот оно святое наше воинство..." Закон Экологии: "Посмотри, как прекрасна планета Земля, держи на Экологию штурвал корабля"!
Закон Творчества: "Детство умеет не только мечтать, детство умеет творить, побеждать"!
Закон Инициативы: "Не согласен - возражай, возражаешь - предлагай, предлагаешь - делай"! Структура газеты "Бригантина": Объем - 4 полосы формата А3; печать цветная или черно-белая (по возможности). Поскольку газета адресована детям, внимание которых чаще всего привлекают картинки, в газете много иллюстративного материала: фотографий, рисунков, заставок, комиксов. Авторами этого материала выступают сами учащиеся. Используются самостоятельные иллюстрации - в конкурсах рисунков или фотографий, а также вспомогательные, сопровождающие различные статьи, заметки, информационные материалы. Постоянные рубрики: "Алые паруса" (заметки о дружбе, любви, одноклассниках, личных интересах и волнующих проблемах); "Остров сокровищ" (успехи, награды, победы школы и участников различных соревнований и конкурсов); "Кораблик детства" (школьные новости, текущие дела); "Маяк надежды" (самокритика, промахи); "Мир грез" (мечты и надежды); "Морские дали" (новости Таверны, рассказы о морских путешествиях и приключениях корсаров, рекомендуемая художественная и научная литература); "Веселый ветер" (стихи ребят собственного сочинения);
"Поклонимся священным тем годам" (о прошлом родного города Ульяновска, его земляках, участниках военных действий, своих родных и близких, дорогих сердцу людях). Структура редакционной коллегии:
Должностные обязанности. Главного редактора: Организация ежемесячного выпуска газеты. Подбор информации Корректора: Исправление ошибок Грамотное составление текстов Верстальщик: Оформление газеты Редакторов: Подбор материала Написание статей. Финансирование газеты осуществляется на целевые спонсорские деньги. С рождения "Бригантины" в школе началась маленькая, но все же своя новая история. Пост главного редактора я взяла на себя, так как в этом учебном 2010-2011 году у меня нет классного руководства, а мои выпускники 9"А" стали на год старше и вошли в Актив школьной организации "Единство". Идея самих детей, поддержанная руководством школы, - вот что легло в основу нашей стенгазеты. Истоки создания школьной периодики совпали с попытками создания школьного телевидения, благо, что школьный радиоцентр действует в МОУ СОШ N 70 уже второй год. "Дети были очень увлечены такой деятельностью, - рассказывает заместитель директора школы по воспитательной работе С.А. Никитина, - им интересно было брать интервью, выступать в роли телеведущих. Но, к сожалению, работа приостановилась из-за нехватки технического оснащения. Тогда мы решили выпускать печатное издание. И уже с сентября 2010 года начался выпуск общешкольной газеты". В формировании выпусков принимают участие исключительно учащиеся старших классов. С их легкой руки издание имеет столь привлекательный вид и оригинальный формат. В каждом номере "Бригантина", как бы оправдывая свое символичное название, выносит на передовую полосу небольшие статьи - выдержки на морскую тематику. Ведь в юности многих мальчишек и девчонок зовут в неведомый мир странствий удивительные книги о приключениях бесстрашных героев, в которых они "влюбляются" и готовы подражать. Тематика же материала самая разная и самая детская: конкурс заметок "Как я провел лето", поздравления с победой в конкурсах, интересные моменты из школьной жизни. Юные корреспонденты рассказывают о себе, о своих достижениях, о лучших выпускниках школы, поднимают разговор о проблемах, волнующих школьников ("Зачем в школе нужна вторая обувь?", "Школьная мода или что надеть завтра на алгебру", "Тяжесть школьного портфеля", "Мобильник" в школе - можно и нужно") и вообще пишут о том, что тревожит и будет интересно читать учащимся нашей школы. Здесь же в газете могут помещаться статьи администрации школы и учителей на волнующие актуальные вопросы (ЗОЖ, ПДД, повышение успеваемости, проектная деятельность) и советы родителям по воспитанию учащихся достойными гражданами своей страны. Есть в газете и страничка психолога, который дает рекомендации, как уйти от депрессий и удержать хорошее настроение. В 3-ем номере газеты рекомендован список художественной и научной литературы о путешествиях и приключениях корсаров и истории развития флота в мире. В дальнейших номерах юнкоры хотят рассказать о своих увлечениях музыкой, танцами, туризмом, о детских молодежных движениях своего города. Все материалы красочно оформлены, причем, в фоторепортажах принимают участие и младшие школьники. Несмотря на то, что начальное звено в буквальном смысле слова только еще начинает познавать все прелести родного языка и литературы, их творения, по-детски милые, смело могут претендовать на право быть отмеченными. "Быть в гуще жизненных событий, Не пропускать больших открытий, И мастерски владеть пером, А также русским языком..." - это девиз участников и организаторов пресс-центра школы N 70, который выпускает стенгазету. Пост редактора занимает старшеклассница Екатерина Журмэд, ее коллеги - журналисты школьной газеты - также ученики старших классов. Впрочем, редколлегия активно ведет работу по выявлению интереса к журналистскому делу среди учеников 5 - 9 классов, старшие товарищи являются их наставниками. Юнкоры посещают городские мероприятия, знакомятся с интереснейшими людьми, берут интервью, готовят репортажи. Плюс ко всему этому школьный пресс-центр сотрудничает с городской газетой "Дыхание земли", в которой есть статьи о нашей школе. Конечно, наряду с успехами начинающих журналистов "посещают" и проблемы, которые они стараются решать. Например, не всем легко удается подойти к незнакомому человеку, начать диалог и при этом получить как можно больше информации или написать увлекательный материал, чтобы он был интересен всеми, главное, в новинку. С подобными проблемами журналистам-стажерам еще надо бороться. А мне, как главному редактору и их учителю, предстоит как можно рациональней распределить время занятий, совмещая теорию с практикой. По словам учителей, попробовать себя в журналистике может каждый, ведь, кроме выпуска школьной газеты со статьями, интервью и заметками, пресс-центр занимается разработкой и выпуском календарей к предметным неделям, рукописных газет к праздникам и наглядно-информационного материала для родителей и гостей. Еще одно направление работы школьного пресс-центра - это видео- и аудиотехнологии. На протяжении ряда лет работой руководят С.А. Никитина (замдиректора школы по воспитательной работе) и учитель информатики Максимова Т.П., которые помогают ребятам снимать и монтировать фильмы по итогам прошедших в школе мероприятий и создавать школьный сайт. Ребята занимаются не только съемкой видеофильмов, но и редактированием звука, изучением фотографического процесса. Еще одна группа ребят работает над созданием в школе учебного телевидения. Как таковой, отдельной студии в школе нет, но это не усмиряет энтузиазма учеников и педагогов. По "горячим следам" в форме фотоотчетов с небольшой статьей освещаются основные мероприятия школы N 70. "Это своеобразный архив, - рассказывает Никитина С.А. - Часть работы мы, учителя, выполняем сами, многое делают дети, особенно, что касается мероприятий в классе. Все это выходит на такой вид работы, как составление борт-журналов в младшем звене и летописи классов в старшем". В каждом классе имеется своя группа журналистов, которая и занимается созданием выпусков, редакторской работой. Социологические опросы и интервью, проводимые учениками, статьи об интересных событиях - все это является основой школьного издания. С версткой пока что существуют проблемы, но ребята учатся, используя материалы Интернета, планируют обратиться в ЦДТ N 2 на кружок журналистики, а помогают им в этом все заинтересованные в долгожительстве "Бригантины" и увлеченные этой работой педагоги. Наша школьная газета совсем еще юная, но многие ученики за столь короткое время уже открыли в себе новые таланты, раскрепостились, научились общаться с людьми. Да и друг с другом тоже научились находить общий язык. Редколлегия "Бригантины" надеется создать сплоченный творческий и трудолюбивый коллектив. Рождение школьного печатного издания для нас - дело новое и нелегкое. Но у ребят уже есть опыт общения с людьми. И они не собираются останавливаться на достигнутом. У нас есть большие планы на будущее: зарегистрировать газету с целью получения финансовой поддержки для издания и тиражирования, вести летопись жизни нашей школы, создать электронный банк творческих работ учащихся - архив "Бригантины", участвовать в городских слетах школьных СМИ. Бригантинцы готовы достигать своих целей и с легкостью преодолевать трудности. Несмотря на то, что школьная газета пока не проявляла себя ни в региональном, ни в городском конкурсе, желание таковое имеется, и, возможно, в скором будущем появится повод подать заявку на участие. И бороздит по волнам ученических рук в школьных коридорах наша "Бригантина". На большом паруснике Надежды и Мечты плывут наши школьники в мир Добра, Любви и Справедливости. А помогают им в этом светлые помыслы и дела, которые они вершат вместе и зовут за собой к дальним горизонтам весь школьный коллектив - всю шумную ватагу нашей 70-ки!
Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла МОУ СОШ N 70 - ЦЫГАНОВА Л.Н., заместитель директора по ИКТ, учитель литературы гимназии № 13, руководитель литературного клуба "Парус" Цыганов А. Ю.
| |
Просмотров: 10080 | |
Всего комментариев: 0 | |