Главная » Статьи » Мои статьи |
Имя Виктора Пелевина прочно вошло в список известных, самых читаемых авторов современности. Его произведения вызывают огромное количество откликов, рождая подчас самые противоречивые точки зрения даже среди известных критиков. Множество публикаций о «феномене Пелевина» заставляют внимательнее отнестись к автору, доказывают актуальность и современность его произведений. И о природе «феномена Пелевина» сказано немало, что также обязывает пристальнее присмотреться к его творчеству. Однако, сопоставляя различные точки зрения о романах, повестях и рассказах Виктора Пелевина, можно заметить нечто общее в словах ведущих критиков, принимаемое ими, но замечаемое вскользь, без необходимых, на мой взгляд, пояснений и комментариев. Речь идет о мифотворчестве автора, об использовании им некоего «мифа», исследовании мифологического сознания. Проблема мифотворчества и мифа для литературоведения ХХ века достаточно актуальна, в полной мере о ней заговорили, имея в виду модернистские романы, в частности Т. Манна, Джойса, Кафки, Апдайка, в которых исследователями прослеживается явная связь с классической мифологией (1). Одновременно политическая или «государственная» мифология становится в последнее время объектом пристального изучения, влияние ее на литературу не отрицается, но и в значительной мере не исследовано. Проблема ремифологизации политического мифа в современном романе — так же нова и актуальна в связи с возросшим в России и за рубежом интересом к творчеству Пелевина. Исследование мифотворчества Виктора Пелевина, создающего оригинальный авторский миф, сочетающий и трансформирующий мифологию второго порядка, прежде не проводились, как, по-видимому, не находилось авторов, рассматривающих в мифологическом ключе уникальность современной историко-политической ситуации в России.
Известно, что реальные исторические события и трактовка исторических событий государством несколько отличаются в силу идеологических задач стоящих перед государством (укрепление государственной власти, обоснование существующей политической системы, воспитание подрастающего поколения и т.д.). В годы революции Советское государство создавало собственную официальную идеологию (2) и официальную историю, которая вполне может трактоваться как миф, так как отвечает практическим целям, претендует на концептирование окружающей действительности, исключает неразрешимые проблемы (3). «Революционный миф — плод воображения и воли, который имеет те же корни, что и любая религия, поддерживающая определенный моральный тонус и жизнестойкость масс.»(4) Таким образом, в политическом мифе трансформировалась история в соответствии со значимыми социальными и политическими задачами. Затем происходит освоение политического мифа культурой определенной эпохи, что приводит к возникновению художественного воплощения мифа (5), так как и литература, и кино, и сценическое искусство — средства воздействия на общественное сознание. Появляются типические герои, образы реальных исторических лиц идеализируются, приближаются к некоторому «героическому» типу. Таков образ народного героя Чапаева в одноименном романе Фурманова: «Отметая все мелкое, ненужное, второстепенное, Дмитрий Фурманов отобрал лишь основное и обязательное, что делало образ Чапаева типическим и сохраняло в нем в то же время человеческие качества, присущие только одному Чапаеву»(6),«…в книге образ начдива овеян дыханием романтики»(7). Через литературу и кино (Фильм Васильевых) политический миф становятся достоянием культуры и массового зрителя (читателя). Создается новая мифология в массовом сознании. Это — мифология второго порядка по отношению к политическому мифу, которая так же становится официальной, так как не противоречит ему, а подтверждает идеологические установки. В качестве мифологических героев в этом случае выступают знаковые фигуры (8) в истории политического государства, важные для государственной истории и идеологии, сохранившие, однако, имена литературных героев, либо реально существовавших людей и некоторые присущие им черты, обеспечивающие «узнавание» и уничтожающие сомнение в реальности их существования. Такой знаковой фигурой становится в начале 20 века В.И. Чапаев, его биография обрастает «житийными» чертами, описывая путь от выходца из семьи батрака до народного заступника. Книгу Фурманова следует считать историческим романом: «И ход событий и результат в нем (в романе) должен совпадать с общепризнанной историей. Автор может лишь домыслить нужные ему детали, не меняя общей канвы...»(9). Вплоть до 1940 года миф о Чапаеве не теряет своей актуальности — происходит установление и упрочнение Советской власти, которой требуется пример для воспитания патриотических чувств, образец социалистического мышления и самоотречения во благо социалистической республики (Культурный герой), устойчиво противостоящий образу буржуазного врага (Хаоса). В предвоенные годы и годы ВОВ миф о Чапаеве еще более сакрализируется. Образ Чапаева в народных преданиях часто приобретает былинные черты, Чапаев предстает персонажем, которого смерть не берет , что делает возможным возникновение «альтернативных историй»(11), подобных боевому киносборнику 1941 г. — Чапаев выплыл и повел Красную армию на немецко-фашистских захватчиков (12) (Реинкарнация культурного героя). Однако появляются и первые шуточные повествования о Чапаеве, основанные на событиях, описанных в романе Фурманова.(10) После «холодной войны», когда внешняя и внутренняя политическая система изменилась и факты, касающиеся тоталитаризма в Советском Союзе, стали достоянием общественности, начинается процесс демифилогизации — хотя бы в силу того, что новые факты поначалу не укладываются в официальную историческую картину. В результате несовпадения реального и идеологического окружения, ослабление государственной идеи и наличия явных противоречий внутри политической мифологической картины мира, происходит прозрение общественного сознания, миф подвергается трансформации. Возникают злободневные анекдоты о Чапаеве. Герой сохраняет имя, антураж, но с другой стороны, становится выразителем национального характера, оставаясь при этом символом определенной эпохи. Большинство анекдотов о Василии Ивановиче построены по принципу вопроса-ответа, диалога между Чапаевым и его ординарцем Петькой. Нередко героями анекдота становятся так же другие персонажи романа Фурманова (даже сам автор) и фильма Васильевых (13). Типаж начальника — подчиненного, или учителя-ученика, как символов революционной эпохи в контексте современной истории служит возникновению комического, анекдотическая ситуация рождается на стыке двух исторических пластов. Таким образом, старый способ мышления становится предметом преобразования, вызывающим смех. В конце ХХ века мифологическое сознание общества активизируется. Причины его активизации объективны:
Миф, как гармонизирующее начало, содержащее вечные и неизменные ценности становится некой опорой в зыбком изменчивом мире. Происходит ремифологизация и Чапаевского мифа. Возникает мифология третьего порядка, учитывающая произошедшие в массовом сознании изменения. Ее можно определить как «личное мифологизирование». История Чапаева в романе Пелевина, на мой взгляд, и есть «личное мифологизирование», один из приемов которого в соединении «криптоистории(15)» — неправдоподобной, но в целом укладывающейся в чреду известных исторических фактов и «альтернативной истории», так как картина современного общества ХХ века хоть и представлена в виде бреда главного героя, однако не теряет для читателя своей актуальности. Необходимо пояснить значение терминов «альтернативная история» и «криптоистория». В употребление они введены А. Шмалько, в статье «Нечто о сущности криптоистории», однако в этой же статье А. Шмалько выделяет в романе Пелевина лишь один из них, криптоисторию, что, на мой взгляд, неточно. По определению автора работы термины «альтернативная история» и «криптоистория» рассматриваются в связи с известными историческими фактами и событиями, «The primary history (16)», которая лежит в основе исторических романов. Автор исторического романа следует канве реальных событий, повороты сюжета подчинены исторической хронологии, отличия, возникающие как результат художественного творчества, много раз оговариваются и не влияют на финал произведения, верный с исторической точки зрения. «Альтернативная история» — изображение в произведении поворотного момента, в результате которого весь ход и результаты исторического процесса меняются и в дальнейшем далеко не совпадают с реалиями. Появляется «альтернатива» истории, «что было бы, если:». Фантастический сюжет таких произведений (17) подчинен своей логике, их финал противоречит истории. Термин «криптоистория» более сложен, так как основан одновременно на фактах и вымысле, который сложно опровергнуть ввиду неполноты доступных нам исторических данных. Автор подсказывает читателю, что подобные «тайные» факты существуют, но скрываются от него государством, обществом и т.д. Сюжет подобных произведений (18) подчинен исторической хронологии, возникающие отличия объясняются «тайным заговором против истинной истории» и претендуют на реальность, финал произведения двойственен — верный с исторической точки зрения результат имеет иные причины и приобретает иное смысловое наполнение. К творчеству В. Пелевина вполне применимы оба термина и связано это не в последнюю очередь с постоянным нарушением времени и места в романе, выходов героя в прошлое и будущее — одной из черт модернистского произведения. Мифологическое время в романе вытесняет объективное историческое время, поскольку действия и события определенного времени повторяются во времени ином, представляются в качестве воплощения вечных прототипов. Мировое время истории превращается в безвременный мир мифа, что находит выражение в пространственной форме. Время зависит от наполняющих его действий героя. — а это уже ситуация мифа-сказки. (19) Присутствие криптоистории в романе Пелевина наглядно. Чапаев выпадает из реальной истории и «революционный период» романа так же заканчивается исчезновением Чапаева из реальности, бои чапаевской дивизии с белогвардейцами имеют место и в истории и упоминание в романе, Фурманов, Котовский, Чапаев, Ленин, Брюсов даже Жербунов (в истории Жебрунов) и Барболин — реальные исторические лица, однако причины поступков, сущность и поведение героев вымышлено, образы их лишены исторического правдоподобия. Альтернативная история явно в романе не присутствует, но ее законы в произведении соблюдаются — комиссаром Чапаева становится поэт-декадент, Чапаев появляется в современной Москве. И то, что главный герой понимает, что современная действительность — мир Котовского, вернее, миф, им созданный (20) (один из многих), так же указывает на альтернативную историю. Принцип альтернативной истории позволяет Пелевину выстроить такую картину мира, в котором основные действующие лица оказываются нашими современниками. В романе Пелевин широко использует фольклор о Чапаеве, как источник конкретных образов (21), создает свой миф о Чапаеве, увидев в анекдотах о Чапаеве аналог буддийской сутры (22) (коан, гун-ань (23)), сходную диалоговую форму коана, не имеющего логического ответа, и анекдота, содержащего абсурдный ответ. И для главного героя анекдот является средством создания мифа-реальности (24). Поэтика мифологизирования так же предполагает известное противопоставление универсальной психологии и истории, мифологический синкретизм и плюрализм, элементы иронии и травестии. Она использует циклическую ритуально — мифологическую повторяемость для выражения универсальных архетипов и для конструирования самого повествования, так же как и концепцию легко сменяемых социальных ролей (масок), подчеркивающих взаимозаменяемость, «текучесть» персонажей (Чапаев — и начдив и белый офицер и гуру//Петька — и ординарец, и поэт-декадент и пациент психбольницы//Котовский — и олигарх и красный командир и адепт, Фурманов — вождь ткачей и представитель красного Хаоса и т.д.) . Один из инструментов мифологизирования — бинарная логика, естественно, используется Пелевиным. Присутствует оппозиция там/здесь, внутреннее/внешнее, центр/периферия, причем границы между ними размыты, неопределяемы. Интерес к социальным характерам в романе Пелевина уступает место изображению «эвримена» и универсальной глубины человеческой души, героем становится «любой» человек, часто выпадающий из социальной среды, человек сам по себе, безотносительно к эпохе и социальной группе. Это Петр Пустота, человек «непонятного времени», о котором словами Тимура Тимуровича сказано: «Вы как раз принадлежите к тому поколению, которое было запрограммировано на жизнь в одной социально-культурной парадигме, а оказалось в совершенно другой…» (25)
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать выводы об использовании мифологии второго порядка в романе Пелевина «Чапаев и Пустота“, о наличии в нем авторских приемов мифотворчества и о возможности их определения. Следует говорить о применимости к роману Пелевина методов анализа, используемых Мелетинским в исследовании некоторых зарубежных модернистских произведений, а также о необходимости рассмотрения сюжета романа с точки зрения альтернативной истории и криптоистории с целью выявления авторских принципов построения мифа. А в перспективе, судить так же о закономерностях в соотношении между такими явлениями, как реальная история, политическая мифология и порожденная ее крахом литература.
| |
Просмотров: 627 | |
Всего комментариев: 0 | |