07:10 Языческие корни исламского представления о рае | |
Миф о рае, в котором усопшие тешут себя телесно-чувственными удовольствиями, восходит к седой фольклорной древности. В основе архетипа лежат бессознательные представления об изобилии, достатке и избытке плодов, еды, питья, женщин. Формировался этот архетип методом от противного: если в земной жизни голод и нехватка продовольствия, то после смерти герой должен попасть в край продовольственного изобилия. Охотник палеолита грезил о рае как Вековечном дремучем Лесе, где не переводится дичь для охоты. Славяне мечтали об Ирие, «рае», где довольно еды и питья, где текут молочные реки промеж кисельных берегов. Скандинавы верили, что окажутся на нескончаемом пиру в Вальгалле – чертогах Одина. Умиляет совпадение такое представлений у мусульман и у язычников: если в Вальгаллу попадает лишь воин, умерший в бою с оружием в руках, то и в мусульманский рай немедленно попадает павший шахид. Берсерка и шахида в раю-вальгалле ждет практически одно и то же. Ислам утверждает, что мусульманина ждет в раю, во-первых, вино, во-вторых, изысканные кушанья, в-третьих, вечно юные и девственные гурии, отдающиеся праведнику и восстанавливающие девственность после утехи. Расшифруем эти символы, применив фольклорно-мифологическую методику! Небесные гурии, будучи заоблачными девами, оказываются в одном семантическом ряду с мифическими красавицами Тридевятого Царства, в объятиях которых Герой находит негу и ласку. Это персидские пери, англо-германские фейри (эльфийки), славянские полудницы, вилы, русалки, греческие нимфы, наяды, дриады. По исследованиям А.Афанасьева, русалки, нимфы, пери, как облачные и небесные девы, символизируют вполне определенные природные стихии. А именно: они выступают как хозяйки плодов, изобилия и плодородия, они – фольклорные владычицы дождя и небесных вод. Своей полногрудностью и пышнотелостью они иносказательно обозначают ни что иное как небесные ОБЛАКА, несущие в себе дождь и дарящие Земле плодородие. По Афанасьеву, брачные отношения с такими девами (пери, гуриями, русалками) символизируют льющийся на землю ДОЖДЬ. Другим же иносказанием того же самого природного явления в фольклоре становится возлияние вина. Часто в фольклоре два этих символа объединяются, и Герой, чтобы обрести мужскую (богатырскую) силу, должен выпить волшебного вина, а после этого – может жениться на главной красавице... Весь материал:http://ibis.moy.su/publ/jazycheskie_korni_islamskogo_predstavlenija_o_rae_foma_istrinskij/1-1-0-21 | |
|
Всего комментариев: 0 | |