Главная » Статьи » Мои статьи

Герменевтический подход в обучении (опыт работы учителя литературы)
Герменевтический подход в обучении (опыт внеклассной работы учителя литературы)

1.    Теоретическая интерпретация опыта.

1.1.                    Обоснование актуальности опыта.

Среди всех общественно-социальных проблем начала XXI века проблема образования, пожалуй, одна из ведущих, волнующих не только ученых и учителей, родителей и учащихся, но и любого человека, неравнодушного к будущему его государства, его семьи и его самого. В свете современных философских концепций, необратимых социальных изменений, часто порождающих в людях сомнение в реальности окружающего мира, стремление уйти из этой реальности, приобретающее иногда самую извращенную форму; в свете существующих непростых взаимодействий культур, особое значение приобретает вопрос способов познания, воспитания таких систем нравственных координат личности, в которых ее развитие и результаты последующей деятельности будут не просто наиболее полезны обществу, но и наименее разрушительны для него. Гармония и активное изменение жизни соседствуют с принципами толерантности, все вместе подготавливая почву для разумного использования природных и человеческих ресурсов; стремления каждой личности к самосовершенствованию. Идеи всеобщего фундаментального знания в совокупности с возросшим объемом изучаемого материала по предмету также ставят перед современной наукой и педагогами-предметниками ряд проблем, нуждающихся в скорейшем разрешении. Возросший интерес к утраченным духовным ценностям, неоднозначность восприятия современным обществом ценностей нравственных также являются проблемой, возложенной в настоящее время на учителей, зачастую работающих в отсутствии положенных программой средств обучения, доступной теоретической базы, в глубоком отдалении от современных методических и педагогических разработок, учебников, пособий, в условиях недостаточной информированности и постоянного социального гнета.

В аспекте перечисленного роль нравственного воспитания, формирование способной к самоопределению личности многократно возрастает. Именно в этом, на мой взгляд, состоит в настоящее время важнейшая цель литературы, чья специфика как предмета состоит не просто в изучении и исследовании конкретного произведения, а в представлении наглядной, образной картины мира, внесении в повседневность элементов эстетического наслаждения, нравственного урока, творчества.     

      «Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании самосознания современного общества… Она несет в себе художественную, эстетическую память народа, нравственные установки»[1], - а значит, и роль ее в развитии каждой человеческой личности огромна.

      Исходя из понимания такой роли литературы, возникает необходимость в разумном взаимодействии различных подходов к преподаванию литературы в школе, к сочетанию идейной, нравственной, эстетической концепций. Сознательное чтение, суверенность читательского восприятия, «движение» произведения во времени, в изменяющейся культурной среде так же представляется приоритетным. «Искусство является одной из форм общения»[2], - говорит А.А. Леонтьев, следовательно, между творцом и читателем (в случае литературы) нет грани, каждый может стать творцом, по-своему интерпретировать произведение, что приводит к «художественному познанию» мира и самого себя и является важным шагом в саморазвитии.

1.2.                    Теоретическая база.

В современной методике преподавания литературы особо значимыми, на мой взгляд, являются подходы, ориентирующие учителя на понимание литературы как неотъемлемой части всеобщей культурной жизни. С этой точки зрения любое произведение литературы – продукт совместного творчество писателя и читателя, имеющий огромный воспитательный потенциал. Глубокая интерпретация произведения, чтение в системе, позволяющее понимать динамику и причины культурного развития – основные принципы современной методики. Сторонниками такой модели являются Бушмин А.С., Соколов В.С., Мейлах Б.С., Леонтьев А.Н., Арнаулов М, Богданова О.Ю.

Признание совместной деятельности писателя и читателя приводит к необходимости изучения и психологической науки с позиций школьного литературного образования. Данные разработки принадлежат перу Рубинштейна С.Л., Леонтьева А.Н., Леонтьева А.А., Блонского П.П., Давыдова В.В. Особо следует отметить работы Выготского Л.С., признававшего особую роль образного познания в изучении произведения искусства[3]

О личностном ориентировании обучения, направленном на формирование личности говорят Кон И.С., Мудрик А.В., Якиманская И.С., Чертов В.Ф. и др.

1.3 Новизна опыта.

За основу совершенствования школьного литературного образования взяты идеи, высказанные Т.А. Калгановой. Это: 1. Пробуждение интереса к чтению книг; 2. опора на читательские впечатления (имеется в виду первичная интерпретация текста); 3. осознание художественной ценности и непреходящего общечеловеческого значения произведения; 4. выбор различных методов обучения и форм урока.[4] 

Представляется необходимым также проведение сравнения интерпретаций «после прочтения» и «после рассмотрения» произведений с целью выяснить как продуктивность мышления учащихся, так и глубину понимания ими проблем, по какой-либо причине «скрытых» автором.

Новизной является самостоятельное творчество учащихся  - как по мотивам произведений (ввиду изменения их современного звучания), так и по теме волнующих учащихся проблем. Нарабатывается навык учеников в написании самостоятельных текстов, вырабатывается гибкость и образность мышления, помогающая в понимании произведений, изучаемых позднее. Уроки литературы и кружковая (внеурочная) деятельность интегрируются, в результате возникает разноуровневое понимание текста, что приводит к возникновению у учеников интереса как к предмету «литература», так и к творчеству соучеников.

В большинстве случаев деятельность «учитель - ученик» носит индивидуальный характер, что объясняется индивидуальностью каждого ученического произведения, особой организацией «почастичного» изучения «програмного» произведения с целью (в итоге) сопоставления различных точек зрения и пояснения общей «концепции» произведения и автора в исторической и современной культурной среде. Нельзя отрицать и необходимость классной, совместной деятельности –  массовое обсуждение произведений, обмен мнениями, дискуссия необходимы для точного оформления той или иной точки зрения, знакомства с «базовым» материалом и существующими исследованиями по нему.

1.4 Факторы успешности опыта.

-         Наличие видимого результата учебной и творческой деятельности (способствует стремлению учащихся продолжать деятельность, стремиться к совершенствованию в достижении целей, к получению результата).

Пример: Создание четырех ученических сборников стихов по темам «Времена года», «О Дружбе», возникновение и поддержание школьной газеты с обязательным «Литературным разделом», обсуждение каждого написанного ученического произведения, занятия – семинары по итогам творческой деятельности (по темам), создание литературного сайта творчества учащихся 13 школы г. Ульяновска.

-         Использование индивидуальных, групповых и коллективных форм обучения (способствует развитию у учащихся способности самостоятельно осуществлять образовательную и коммуникативную деятельность).

Пример: Из 30 выпускников класса 2002 г., которые, собственно, первыми «ощутили» действие данной концепции 24 человека поступили в ВУЗы, из них 18 написали вступительные сочинения на оценку «4» - «5»,  (4 человека поступали по тестовой системе). Из тридцати 15 продолжают самостоятельное творчество, двое имею собственные литературные сайты.

-         Контроль и совместное (учитель - родители) поддержание индивидуальных и коллективных творческих начинаний учащихся.

2.    Обобщенное описание системы работы педагога.

2.1 Компоненты системы и их зависимость.

В формировании задач обучения предмету, учебной теме необходимо отражать практическое применение, развитие, закрепление и обобщение знаний и умений. Особая роль отводится развитию логического, ассоциативного, образного мышления.

      В содержании учебного материала важно выделять вопросы, имеющие отношения к реалиям современного мира, личному отношению к социальным явлениям, чувствам и пониманию  причин и следствий явления.

      В каждой изучаемой теме необходимо показать возможность творческого подхода к исследуемому, возможность создания художественной интерпретации произведения, в частности –  возможность самостоятельного перевода произведения эпического на язык лирики или иного рода (даже на язык иного вида искусства – изобразительного, музыкального и пр.)

Возможность самостоятельного творчества активизирует деятельность учащегося, побуждает его к синтезу изучаемого и изученного, видимого и переживаемого (внутреннего), к анализу описываемых собственных чувств и поступков, формируя личностное отношение к произведению, различным теориям и системам понятий.

2.2 Условие эффективности функционирования данной системы.

Для успешного функционирования к уроку предъявляются определенные требования:

-         урок должен иметь четко сформулированные учебно-познавательные задачи, для решения которых необходимо привлечение знаний их различных областей культуры, жизненного опыта педагога и учащихся;

-         на уроке должна быть обеспечена высокая активность учащихся, их заинтересованность и уверенность в актуальности темы, в возможности применения на практике полученных знаний;

-         урок должен содержать выводы мировоззренческого, обобщенного, философского или психологического характера, поясняющие особенности развития и существования личности, общества;

-         урок должен вызывать положительное отношение учащихся, возбуждать интерес к познанию себя самого, и окружающего мира и Человека как часть этого мира;

-         урок должен вызывать эмоциональный отклик учащихся, осознание связи рассматриваемых явлений с собственной личностью;

-         роль учителя в ходе урока должна постоянно изменяться, отражая динамику познавательного процесса: «руководитель» - «консультант» - «познающий собеседник».

2.3. Возможности данной системы в реализации целей обучения, воспитания и развития.

Существующая предметная система обучения отражает традиционно сложившееся в науке разделение предметных областей знаний на естественные, технические и гуманитарные. Существующие системы интеграции не могут решить проблему подобной дифференциации, ввиду постоянного развития научного познания. Гуманитарные знания в свою очередь так же не едины в своей природе. Разделение предметов «Русского языка» и «Литературы» - яркий тому пример. Более того,  в изучении предмета «Литература» на «обучающие», «воспитательные» и «развивающие» все чаще наблюдается их размежевание из-за введение в предмет «Литература» элементов литературоведения, а именно некоторых моментов литературоведческого и лингвистического анализа. При этом часто нарушается единство восприятия художественного произведения, его эмоциональное и нравственное содержание подменяется структурными особенностями. Лишь грамотно проведенный полный анализ даст положительный результат. Но дело в том, что в современной школе нет возможности провести (дать) его, а его частичное воспроизведение не оставляет времени и не дает возможности ознакомится с произведением на образном уровне его восприятия и личностной оценки. Творческий анализ произведения подменяется механическим, не дающим никакого представления о произведении в целом, следовательно, исключает возможность самостоятельного ученического творчества по мотивам. Взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения необходимо постоянно подчеркивать, так как основной целью является все же понимание произведения, а не только его структуры.

            Предлагаемая система частично снимает данную проблему, так как вопросы интерпретации и актуальности ставятся на первое место, образовательные и воспитательные цели взаимопроникаемы, особенности поэтики произведения осознаются в процессе самостоятельного и коллективного творчества, базируясь на ране изученных авторских приемах, методах и средствах. Уроки теории литературы в этой системе стоят несколько обособленно, тематически они не связаны с творчеством только одного автора, демонстрируя «тенденцию» исследуемого приема, метода или средства в литературе в целом. Особая роль отводится урокам развития речи, темы к которым подбираются не в последнюю очередь исходя из возможности их творческого решения – по возможности мировоззренческого, философского, нравственного содержания. Лирические произведения  лучше «интерпретировать», «понимать», нежели «анализировать».

            В результате подобного подхода у учащихся вырабатывается своя точка зрения как на произведение, так и на его (произведения) место в культурной среде, личное мнение по поводу нравственности, этики, социальных норм. Возникают навыки видения интертекстуальных связей и общих литературных приемов и средств. Появляется умение поуровневого рассмотрения произведения, начиная с крупнейших (тема, идея, жанр), заканчивая мельчайшими его элементами. Также появляется понимание «структуры», осознание связей содержания и формы, возможностей использования вариативности форм, исходя из идеи в творчестве самого учащегося. Особое внимание уделяется беседе учителя с учащимися, выяснению собственной точки зрения учащегося на произведение.

3.    Цели педагогического процесса.

Целями обучения является воспитание личности, способной к саморазвитию, сознательному признанию гуманитарных ценностей, ориентация на приоритет общечеловеческих нравственных и духовных ценностей, развитие самостоятельного и независимого активного нравственного сознания, творчества, понимание неоднозначности последствия и моральной оценки одного и того же действия. Именно этого и добивается школьная образовательная программа.

3.1 Познавательный аспект.

В ходе литературного урока учащиеся приобретают знания о состоянии, истории становления и психологии общества и человека, многообразии способов и средств самовыражения, безусловной пользе созидания, что подтверждается творческой практикой.

3.2 Воспитательный аспект.

Теснейшим образом связан с познавательным ввиду специфики изучаемого предмета и ориентации современной школы на нравственно-патриотическое воспитание. Неотъемлемая часть всего процесса обучения, нить всего, связывающая воедино все компоненты обучения.

3.3 Развивающий аспект.

Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития, следовательно, процесс развития следует за процессом обучения. Развивается то, что прежде стало известным. Задача школы – быть орудием всестороннего развития личности. Существенным не является не столько то, чему ребенок научился, сколько то, чему он способен научиться.

3.4 Учебный аспект.

Ученик – субъект общения, собеседник, равный учителю. Прохождение всех этапов урока – путь совместного познания. Творчество – момент сближения людей, способ познать себя и доказать свою состоятельность как творца самому себе. Также это – способ удивить окружающих и продемонстрировать собственный рост в процессе постижения мира.

3.5 Условия достижения конкретного результата.

-         Различные способы, формы и методы изучения;

-         Совместная работа и творчество учителя и ученика;

-         Вариативность форм обучения, способность варьирования и видоизменение темы, предложенной учащимся для творчества;

-         Изменение отношений в систему «учитель – ученик», переход к полному сотрудничеству от начальной ведущей роли учителя (учитель указывает).

4.Принципы саморазвития личности.

-         отсутствие всяческого давления со стороны учителя, воспитание собственным примером, убеждением, подведение к пониманию;

-         принцип последовательности (соблюдение логического порядка в раскрытии тем, их взаимном расположении, преемственность, от простого к более сложному (от создания загадки к написанию детского стишка, далее – тематическому стихотворению, сюжетному и т.д.);

-         принцип сознательности и активности;

-         принцип практического подтверждения теоретических предпосылок, от мнения «каждый может творить» - к созданию произведения;

-         принцип наглядности (опыты, наблюдения, создание словарных моделей, схем, абстрагирование, синтез и анализ на примерах живой художественной речи)

-         принцип доступности (исходя из возрастных психолого-физиологических особенностей и уровней индивидуального развития);

-         принцип достоверности (связь изучаемого с самой жизнью)

Исходя из урочной и внеурочной деятельности (литературный кружок), из данных принципов вытекают следующие правила (советы) о взаимодействия учащихся с учителем и между собой:

1.Каждый человек имеет право творить.
2. Каждый человек может заниматься творчеством.
3. Бесталанных людей не бывает.
4. Безвыходных ситуаций не бывает.
5. "Ищите и обретете..."
6. Трудно бывает всем.
7. Иногда красота может стать Всем.
8. Добро всегда побеждает зло.
9. Говоришь с другим - узнаешь себя.
10. Хорошего должно быть много.            
              

Категория: Мои статьи | Добавил: ibis (19.12.2010)
Просмотров: 3470 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]